Sunday, January 29, 2012

Игра в синонимы, антонимы, многозначные слова


       Можно и не объяснять ребятам, значения слов "синонимы"  и "антонимы",
вряд ли они это запомнят. Просто сказать, что есть слова, имеющие общее значение, а есть слова обозначающие противоположность. А многозначные слова нужно обязательно знать, так как они несут разный смысл и в разных ситуациях их нужно правильно использовать.

Многозначные слова
        Одно и то же слово может иметь различное значение. Можно иногда быть понятым неверно, если не помнить об этом.  Например, говоря фразу "мама, я хочу лук", можно получить горькую луковицу вместо оружия с натянутой тетивой и стрелами. Поэтому обсуждаем с ребятами, какие они знают значения слов:
Например, у существительных:
Игла (швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Ручка (у ребёнка, ручка двери, ручка для письма)
Носик (у ребёнка, у туфель, у чайника, нос корабля)
Язычок (у ребёнка, у ботинок, у пламени)
Свет (у лампочки, "обойди весь белый свет")
Мир (не война, "о нём знает весь мир")
                   у глаголов
Гладить (ласкать, утюжить)
Бежит (время, человек, вода)
Летит (птица, время, стрела)
                   у прилагательных
 Румяные (щеки, бока у пирожка или яблока)
Дорогой (дорогой друг, дорогой товар)
Крепкий (крепкий сон, крепкий канат)
Свежий (фрукт, ветер).


Синонимы
Очень важно, чтобы ребята составляя предложения подбирали разнообразные слова. Это не только обогащает речь, делает любое повествование интересным и увлекательным, это важно, когда, например, не знаешь правильного написания слова. В этом случае, его можно заменить  другим, аналогичным по смыслу, но знакомым по написанию.
Например:
Буратино  - весёлый (задорный, забавный, смешной,  неунывающий, насмешливый)
Пудель Артемон - храбрый (бесстрашный, смелый)
Пьеро - грустный (нерадостный, печальный, огорчённый)
Черепаха Тортила - добрая  (заботливая, сердечная, доброжелательная)

Антонимы
Интересно к словам  подбирать слова с противоположным значением.


сахар сладкий, а перец горький,
дорога широкая, а тропинка узкая,
пластилин мягкий, а камень твёрдый,
чай горячий, а мороженое холодное,
кисель густой, а морс жидкий,
асфальт шершавый, а лист бумаги гладкий,
доска тонкая, бревно толстое
заяц бежит быстро, а черепаха ползет медленно,
днем светло, а ночью темно
собака лает грозно, а мама говорит ласково


Можно начать фразу, чтобы ребенок ее не только заканчивал, но и назвал несколько других слов отрицающих названное, например:

он не сладкий, а  горький (солёный, кислый)

он не мягкий, а твёрдый( жесткий)
он не горячий, а холодный (прохладный, тёплый)
он не густой, а жидкий (разбавленный)
он бежит не быстро, а медленно (потихоньку)
это не свет, а темнота (пасмурность, сумерки, полумрак)




No comments:

Post a Comment