Tuesday, February 7, 2012

Почему именно театральное творчество?


       Отвечаю на вопрос тех, кто хотел бы заниматься у нас, но не понимает зачем.


Когда коллективом психологов и педагогов разрабатывалась программа для детей гимназии, мы исходили из того, что эта программа будет использоваться для детей без отбора детей по каким-то заданным параметрам. Нужна была программа для ребят разных способностей и наклонностей, а также для разновозрастных групп, а следовательно детей с разным интеллектуальным, эмоциональным и физическим уровнем развития. В этом и была сложность. Но в этом была и особенность, индивидуальность самой программы. Так пришли к выводу о программе развития через театральное творчество.
            Самая важная особенность постановочных театральных действий - коллективный труд. Это развивает у ребёнка коммуникативные способности, учит работать в команде, ценить вклад каждого в общее дело, понимать, что твой успех зависит от успеха каждого члена команды. Учит строить отношения, учит дружить. Но в отличие от командных видов спорта, преследующих те же цели в развитии "командного духа", театральное творчество не акцентировано на физических возможностях. В театральных остановках могут участвовать и дети слабо развитые физически и даже дети с ограниченными физическими возможностями.
То, что в постановках заняты дети разных возрастов помогает строить отношения не только с ровесниками, но и учит уважать старших, защищать малышей.
Дети, чьи способности  и предпочтения уже проявились и они помимо участия в программе занимаются музыкой, танцами, рисованием, при работе в программе не только могут проявить свои знания и умения, но и научить других. Причём, делать они это будут не с позиции "указаний для неумелых", а с позиции помощи общему делу. А участие родителей (помощь в создании костюмов, декораций и т.д.) объединяет детей и взрослых, улучшает взаимопонимание, формирует уважения друг к другу и к тому, что делает каждый.
За счёт разнообразия действий и умений театральное, сценическое творчество раскрывает многие способности, а не только какое-то одно качество. Здесь -  развитие пластики и гибкости, развитие слуха и чувства ритма, музыкальной памяти, формирование литературного вкуса, раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей. В театральном творчестве нет повода для нотаций, здесь нет задачи "научить поступать правильно". Театральное творчество тем и хорошо, что ненавязчиво, через постановочные сценки  прививаются детям принципы добра и зла, дети учатся самостоятельно думать и анализировать ситуации. По сути все театральные постановки - это ролевые игры, призванные научить ребёнка разбираться в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, ребёнок учится правильной  речи. Пусть она не будет литературной, но в ней не будет "слов паразитов". Благодаря сцене ребёнок учится двигаться и говорить естественно, не смущаться даже при большом скоплении людей.
Театр, как и любое творчество способствует развитию художественного вкуса и смелости творческого мышления, расширению художественного кругозора.
            Но,  нужно заметить, что программа основала на "постепенном погружении". Это означает, что программа начинает работу не с постановок, а с занятий по развития эмоциональной сферы - изучение эмоций и умения их выражать. Развития памяти не только аудиальной, но и визуальной - способности запоминать не только тексты, но и визуальный ряд. Развитие логики и сообразительности - способности быстро реагировать и принимать решения в нестандартной ситуации. А так же ролевые игры - строительство отношений в партнёрстве и команде. Ну, и конечно, физическое развитие - подвижные игры с элементами гимнастики йогов, на развитие гибкости, пластики, танцевальных движений и музыкальных предпочтений.

No comments:

Post a Comment